Тормозные колодки — это элемент тормозной системы. Представляют собой сменные металлические пластины с фрикционными накладками.
Именно благодаря им происходит замедление и остановка автомобиля.
Есть два типа колодок:
• для дисковых тормозов. У современных легковых автомобилей они устанавливаются как минимум на переднюю ось. В данном случае для замедления/остановки парные колодки сжимают тормозные диски с двух сторон;
• для барабанных тормозов. Сегодня устанавливаются на задней оси бюджетных моделей. Для замедления/остановки автомобиля каждая из двух колодок входит в контакт со своим сегментом внутренней части тормозного барабана.
По составу можно выделить следующие виды колодок:
• Полуметаллические колодки. Доля металла в них составляет от 30 до 70%. Остальное приходится на неорганические элементы. Плюсы: стойкость к высоким температурам, значительный ресурс. Минусы: высокий уровень шума, выработка большого количества пыли и нестабильная работа в морозы.
• Низкометаллические колодки. В таких изделиях содержится до 10−30% меди или стали для улучшения теплообмена и наилучшего торможения. Оставшиеся 70% включают стекловолокно, каучук и углеродные соединения. Плюсы: такие колодки меньше шумят. Но ресурс у них ниже.
• Керамические колодки. Основными компонентами здесь являются керамика и цветные металлы. Плюсы: долго служат и тихо работают. При их использовании меньше изнашиваются тормозные диски. Но отличаются высокой ценой.
• Органические колодки. При изготовлении колодок такого типа применяются кевларовые волокна, смолы, резина, углерод и другие материалы. Они обеспечивают мягкое и плавное замедление с минимальным уровнем шума. Из отрицательных качеств выделяют выработку множества пыли и низкий ресурс.
Когда пора заменить колодки
Минимальная остаточная толщина фрикционной накладки — 2 мм.
Если не заменить вовремя колодки, то они будут давить на диск уже не фрикционным материалом, а жесткой несущей основой — тогда и диск, и тормозной барабан быстро выйдут из строя.
Если тормоза дисковые, то понять, что колодки изношены, можно визуально, оценив остаточную толщину фрикционных пластин.
Также понять, что колодки пора заменить можно по наличию датчиков износа.
Датчики могут быть как механическими и электронными. Устанавливаются они на планке или внутри фрикционной накладки.
Если датчиков нет, то на износ могут указывать следующие факторы:
- скрипы при торможении;
- вибрации при торможении;
- увеличение тормозного пути;
- наличие металлических частиц в черном налете на колесном диске
- громкий металлический скрежет
Тормозные колодки изнашиваются. Необходимо регулярно следить за их состоянием и заменять по мере необходимости.
Важно контролировать состояние всей тормозной системы и не откладывать замену изношенных деталей.