В большинстве устройств, где есть двигатель, присутствует и редуктор. Обусловлено это тем, что для работы машины может не хватать либо крутящего момента, либо скорости вращения вала. Повысить их или понизить как раз и позволяет этот узел.
Назначение редуктора — принимать на себя крутящий момент от коленвала двигатели и, уменьшив его, передавать далее узлам трансмиссии (межосевому дифференциалу, который распределяет момент на ведущие колеса в определенной пропорции). Название происходит от английского глагола to reduce (уменьшать).
В зависимости от того, где он установлен, различают редуктор переднего и заднего мостов. В переднеприводных автомобилях применяется редуктор переднего моста, который интегрирован в коробку передач, а в заднеприводных машинах этот узел установлен на задней оси. В полноприводных автомобилях применяют два редуктора: передний расположен в КПП, а задний — на оси, оба редуктора соединены между собой при помощи карданного вала.
Редуктор представляет собой корпус, в котором предусмотрены входной (он же ведущий) вал, принимающий крутящий момент от двигателя, и выходной (он же ведомый) вал, передающий изменённый крутящий момент на колёса. Каждый из валов имеет шестерни, жёстко закреплённые на них. На ведущем валу устанавливается меньшая по диаметру шестерня, а на ведомом — большая. За счёт разницы в диаметре и количестве зубьев за единицу времени шестерни совершают разное количество оборотов, что и обеспечивает изменение крутящего момента на выходе по сравнению с крутящим моментом на входе. Это и есть основной принцип работы редуктора.